Перемены на большой дороге

Служба Вежливой Доставки, грузоперевозки по МосквеУ складов выстроилась очередь. Постепенный рост розничной торговли и строительства, а также развитие малого и среднего бизнеса, наблюдающееся вслед за минувшим кризисом, повысили спрос на перевозкисборных грузов.

По мнению экспертов, рынок этих услуг стоит на пороге качественных перемен. Но для начала хотелось бы рассказать о том, как развивалась ниша, в которой наша "Служба Вежливой Доставки" ("СВД") начинает занимать прочные позиции.

 

            Рынок перевозки сборных грузов начал развиваться в России в середине 1990-х гг. Интересно, что пионером в оказании этой услуги стала не Москва, а регионы. Тон на первых порах задавали компании из Владивостока, Иркутска, Новосибирска. 

            Черное и белое

            В ее основании – выжившие после кризиса несколько десятков тысяч малых компаний и индивидуальных предпринимателей с парком от 4 до 10 машин. Большая часть их грузов - товары народного потребления, которые они возят по заказу постоянных клиентов. Самостоятельная доставка посылок и грузов весом менее, чем грузоподъемность машины, для грузовладельцев просто нерентабельна. Ведь им придется отправить груз отдельным автомобилем, оплатив его полную стоимость и скорее всего - кругорейс. Проще обратиться к профессиональным перевозчикам.

            Мелкие компании работают с фирмами-диспетчерами, которые являются второй ступенью пирамиды. Диспетчеры обычно имеют собственный парк от 10 до 40 машин, но могут обходиться и без собственного парка. Самые прибыльные заказы фирма-диспетчер перевозит своими машинами, а что попроще отдает мелким компаниям и получает комиссионные как посредник. Мелкие фирмы, в свою очередь, могут нанимать частников с машинами. Напрямую диспетчеры с частниками работают неохотно.

            Периодически на рынке происходят скандалы с криминальным оттенком. Последняя громкая история произошла несколько лет назад в Московской области. Тогда в течение недели пропали вместе с грузом 15 машин. Как выяснили потом оперативники, все автомобили исчезли после первых платежей по лизингу. С той поры диспетчеры стали строже проверять благонадежность подрядчиков.

            Подсчитать точное количество участников рынка не представляется возможным, поскольку более половины игроков рынка автомобильных перевозок находится в теневом секторе экономики и работает, как правило, только за черный нал: по системе "отвез - получил". Иначе мелкие компании не выживут. Клиенты также довольны - перевозки обходятся им дешевле и без бюрократии. Пока основными потребителями и заказчиками являются частные лица. Объем перевозок сборных грузов по заказу ритейлеров невысок.

            Последней ступенью пирамиды являются крупные операторы, которые работают по белым схемам. Они стремятся совершенствовать свой сервис, работают с НДС и формируют тем самым цивилизованный транспортно-логистический рынок. Зачастую операторы не ограничивается только перевозками, а стремятся предоставить клиенту полный набор аутсорсинговых услуг - "от таможни до магазина". Однако пока передавать логистику на аутсорсинг в России готовы лишь некоторые иностранные и крупные российские компании, которые имеют за плечами опыт работы в странах с развитым логистическим сектором. Но это происходит очень редко. Так, например, крупному иностранному ритейлеру или производителю с развитой сетью зачастую приходится создавать в России собственное логистическое подразделение в каждом городе присутствия, управлять автопарком и сетью складов. Однако ему было бы куда проще и дешевле передать все эти задачи тем, для кого это основной бизнес, и сосредоточиться на собственной профильной деятельности. Сегодня логистика на аутсорсинг передается, но все же не так масштабно, как нам хотелось бы. Для этого должно пройти время, чтобы у иностранных компаний сформировалась необходимая степень доверия к российским логистическим операторам, которые в ходе партнерских отношений смогут подтвердить высокий уровень качества обслуживания.

            Российская специфика

            На российском рынке присутствует огромное количество небольших нишевых игроков, которые предлагают простейший сервис доставки из пункта А в пункт В с минимумом или полным отсутствием дополнительных сервисов. Специфика рынка сборных грузов заключается в том, что доставка используется не для всех видов товаров. Компании могут специализироваться на перевозке компьютеров, офисной техники, электронных компонентов, автозапчастей, телекоммуникационных товаров, промышленного и медицинского оборудования, бытовой электротехники, аудио- и видеотехники, обуви, одежды и т. п.

Выбор перевозчика, кстати, как правило, определяется репутацией компании, ее возможностями и стоимостью услуг. Лидеры рынка обычно используют отработанные схемы и модели, основанные на российских реалиях. На стороне таких игроков не только репутация и опыт, но и развитые информационные технологии, позволяющие ускорить доставку и гарантирующие ее сохранность. Преимущества крупных российских транспортных компаний заключаются еще и в том, что по сравнению с иностранными компаниями они изначально создавали бизнес с учетом национальной специфики-географии, транспортной инфраструктуры, климата и даже менталитета.

            Нельзя не упомянуть и об одном существенном минусе. Сейчас подавляющее большинство операторов работает на старых советских складах, где обеспечить одновременные потоки на вход и выход через склад часто невозможно. Поэтому почти везде у терминалов можно наблюдать очереди. И работают не столько из соображений экономии, сколько из-за отсутствия выбора и заоблачных цен на склады А-класса с современными кросс-доками (здание вытянуто стрелкой более чем на 40 м, много портов на вход и выход, напольное хранение).

            Мешают развитию сборных перевозок российские просторы и слабая транспортная инфраструктура. В Европе гораздо легче построить сеть кросс-докинговых терминалов и обучить персонал. Для международных же перевозок в России существует ряд таможенных требований к товарам, что усложняет таможенное оформление поставок некоммерческого характера.         

            Основания для оптимизма

            Как считают эксперты, дальнейшее развитие сектора автомобильных грузоперевозок по России непосредственным образом связано с состоянием дорожной инфраструктуры. Она должна развиваться до соответствия мировым стандартам качества, обеспечивая увеличение доли грузооборота автомобильного транспорта на российском логистическом рынке.  Преимущество будет у операторов, предлагающих комплекс услуг: транспортировку сборных грузов, таможенное оформление, ответственное хранение, дистрибуцию.

           

СПРАВКА:

            В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА рынок грузоперевозок возник в Древнем Риме. Купцы возили товары с незапамятных времен, но обычно они доставляли их прямо в лавки. В Риме же лавки возникли на форумах, где граждане собирались послушать политиков. Во время острых политических баталий противоборствующие стороны долго не хотели расходиться, а кушали политики во все времена хорошо. Но неграждане Рима на форумы не допускались, и для доставки товара с оптовых складов римлянам пришлось изобрести фуры (от слова "форум") - большие крытые телеги с полукруглым верхом. В 70 г до н. э. была предпринята первая попытка монополизировать этот бизнес. Для борьбы с восстанием Спартака полководец Марк Лициний Красе запросил у римского сената монополию на тушение городских пожаров и на доставку припасов на форумы. Сенат согласился. Красс Спартака победил, однако с Гаем Юлием Цезарем не справился. Придя к власти, Цезарь назначил рынку регулятора - коллегию фур, во главе которой поставил своих ветеранов.

            ***

            В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ межгородскими и внутригородскими грузоперевозками в качестве побочного бизнеса занимались трактирщики и содержатели постоялых дворов. Восточнее же, в том числе и на Руси, этот бизнес был организован в строгом соответствии с заветами Чингисхана. Завоеватель повелел, чтобы в городах имелись караван-сараи со сменными "лошадьми, верблюдами или волами". Формально они были государственными, но фактически принадлежали откупщикам. Закон Чингисхана (Ясы) грозил суровыми карами за завышение цен. Согласно документу, "обманувшего иноземных купцов надлежит сварить в молоке того животного, с помощью которого был совершен обман". Главный караван-сарай Москвы располагался на Арбате (от слова "арба").

style=

font-family: 'Arial','sans-serif';

/span/span

 

ООО "Служба Вежливой Доставки" - все права защищены © 2014-2017

ОГРН 1147746782523    ИНН 7721838761    КПП 772101001